- КАНОЭ
- Происхождение: кариб.— выдолбленный челн
открытая гребная спортивная или прогулочная лодка, гребцы на которой гребут однолопастными веслами-гребками, сидя на банках или стоя на одном колене лицом вперед по направлению движения. Оригинальные Каноэ— лодки сев.-амер. индейцев — изготовлялись с обшивкой из коры березы или вяза, имели до 15 стрингеров и ок. 50 шпангоутов из дощечек толщиной до 10 мм. За-готовки штевней и обшивку к планширю пришивали корнями ели; лодки смолили по швам. Каноэ различались по назначению: для одноразовых переправ, охоты, кочевок, морского промысла, военных действий; по размеру: от одиночек до 20-местных боевых лодок; по форме: от корпусов, свернутых из одного куска коры, до К. со сложными мореходными обводами. Многие Каноэ имели высокие стилизованные штевни. Будучи единственным видом транспорта в течении 2 столетий, Каноэ оказали большое влияние на колонизацию Сев.-Амер. конти-нента. На 6—7-местном грузовом К. водоизмещением до 3,5 т можно было пройти за день до 50—70 миль.
Современные прогулочные Каноэ, используемые для туризма, а также для сплава по горным рекам, спортивной ловли рыбы и охоты, строятся дл. 3—6 м и шир. ок. 1 м, имеют грузоподъемность 160—500 кг при массе корпуса 15—45 кг. Это симметричная относительно миделя открытая лодка с умеренной седловатостью линии борта, высота которого на миделе составляет 35—40 см. Обводы круглошпангоутные: борта выше ватерлинии и штевни имеют характерный завал внутрь корпуса. Каноэ снабжают 2 банками в носу и корме на вые. 15—20 см ниже линии борта. Каноэ изготовляются серийно (в США — до 130 тыс. ед. в год) из алюминиевых сплавов, стеклопластика, АБС-пластика и дерева, оклеенного тканью или стеклотканью (материалы указаны в порядке, соотв. объему применения). Конструкция корпуса безнаборная; борта подкреплены и соединены 1—2 бимсами. Выпускаются Каноэ с транцем под маломощный подвесной мотор; как правило, это базовая модель, укороченная на 30—40 см обрезкой кормовой оконечности. Преимущества Каноэ перед байдарками: как туристского судна — в удобстве посадки гребцов и процесса гребли, простоте загрузки снаряжения, большей маневренности при сплаве по горным рекам; как охотничьего и рыболовного судна — в открытом про-сторном корпусе и возможности для охотника и рыба-ка выбирать произвольное положение в пределах кор-пуса.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.